15 авторских методик развития ребенка

13 Августа 2020 Автор: Татьяна Булгакова Тема: Раннее развитие

В многообразии методик раннего развития можно запутаться, ниже рассмотрены плюсы и минусы самых популярных методик раннего развития и как их применять. Прошу не путать раннее развитие и раннее обучение!

Для меня раннее развитие важно и вот что я понимаю под ранним развитием:

  1. Личное, социальное и эмоциональное развитие (ребенок учится как играть и стать более независимым в группе)
  2. Общение, речь и грамотность (ребенок учится говорить слушать и общаться с другими, учит буквы)
  3. Математическое развитие (цифры, счет, количество, форма)
  4. Знание и понимание того, как устроен мир
  5. Физическое развитие (ребенок учится контролировать свое тело, учится координации)
  6. Развитие творческих способностей (малыш учится использовать цвета, формы, звуки, материалы и движения)

Методики раннего развития

10 самых эффективных авторских методик развития ребенка разобраны детально и 5 дополнительных методик кратко. Прежде чем делать окончательный выбор методики, нужно хотя бы вкратце ознакомиться с каждой из них.

1. Методика Монтессори

Мария Монтессори черно белое фото из открытых источников

Мария Монтессори - первая в Италии дипломированная женщина врач, одна из тех кто сформировал педагогику 20 века. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Школы работающие по ее методу занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Она считала что каждый ребёнок приходит в этот мир со своим определенным “космическим планом”, обладает огромным потенциалом, дарованой им природой. Мария, как врач, попала в боьницу с отстающими детьми, которые целый день безцельно бродили по коридору. Так родилась идея добавить предметов в пространство. Когда отстающие дети начали опережать обычных, методикой заинтересовались. В первые годы своей жизни (от рождения до 6 лет) - это период когда маленький человек обладает уникальные способности восприятия информации и обучатся.

Методика:

Грамотное пространство, свобода выбора, поощрение самостоятельности, отсутствие оценок, простые правила - это основы данной методики.
Система состоит из трех частей:

  1. ребенок,
  2. окружающая среда,
  3. учитель.

Окружающую среду Мария Монтессори предложила разбить на 5 тематических зон:

  1. Зона реальной (практической) жизни,
  2. зона сенсорного развития,
  3. зона математики,
  4. зона языковая,
  5. зона "космическая"(окружающий мир).

Сейчас тематических зон может быть гораздо больше (художественная, спортивная, музыкальная и т.д.)

При этом педагог или родитель не вмешивается в занятия ребенка а может лишь продемонстрировать работу с новым материалом.

Так же необходимо соблюдать ряд правил в этой свободе выбора (убирать за собой материал после изучения, не мешать окружающим познавать что-то, взаимодействовать и т.д.)
В играх применяются разнообразные материалы, которые разработаны или прошли отбор у самой Марии. Группы в садах Монтессори всегда разновозрастные для обеспечения обучения, помощи, утешения, взаимовыручки.
Каждому возрастному (сензетивному) периоду ребенка соответствует определенный физические и психологические задачи. Осознавая эти задачи и наблюдая за ребёнком, каждый родитель можем создавать такие условия для развития в которых эти задачи легко реализуются естественным образом.

Плюсы методики:

  • Взращивание самостоятельности в ребенке;
  • Понимание и описание сензитивных периодов (периоды когда проще всего научиться определённому навыку);
  • Отсутствие сравнения, стереотипов, оценки и парт;
  • Воспитание любви к занятиям через навыки без зубрежки;
  • Предоставление ребенку возможность увидеть ошибку самостоятельно;
  • Развитие внутренней мотивации.

Минусы или Вызывает сомнения:

  • Адаптация ребёнка к обычной школе, где необходимо делать то, что задали;
  • Квалификация педагогов в montessori садах и школах. Педагогам необходимо иметь отличную выдержку, наблюдательность, чутье, чувство такта, чтобы выплатить всё задуманное самой Монтессори методикой;
  • Программа создавалась для детей с проблемами развития, и роль взрослого в ней сведена к минимуму - малыш как бы находится внутри собственного мира.

2. Методика Железнова Сергея и его дочери Екатерины

Сергей - педагог, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах Москвы.

Екатерина - закончила музыкальный педагогический колледж и МПГУ, учитель музыки и методист.

Методика

В начале целью методики "Музыка с мамой" было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были не все дети, тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика, доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Методика включает жестовые, пальчиковые и подвижные игры, сказки - инсценировки которые ребёнок выполняет под музыку, песенки, потешки, колыбельные.

Логоритмика = речь + движение + музыка

Принципы методики

  1. Обучение проходит в игровой форме: ведущей формой деятельности в младшем возрасте является игра. Именно через нее ребёнок познаёт структуру отношения между людьми и их связь с объектами внешнего мира.
  2. Обучение через двигательную активность: в движений усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушария при мозговой активности и, следовательно, наиболее более быстрой передачи нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность. Основой музыкальной деятельности - танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование и т.п.
  3. Важность родительского участия Контакт с мамой, в результате весёлого совместного времяпровождения и положительный эмоциональный настрой ребенка.
  4. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать ребенка не только на занятиях, но и дома.
  5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
  6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием.

Плюсы:

  • Всестороннее гармоничного развития личности;
  • Развивается музыкальный слух, ритм и память, эмоциональность, внимательность, творчество и концентрации внимания;
  • Развиваются навыки мелкой моторики, в результате взаимодействия с разными предметами (музыкальными и не только);
  • Развиваются навыки крупной моторики. Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку;
  • Становление речи, в результате многократных повторений, звукоподражаний;
  • Укрепляется нервная система;
  • Вырабатывают навыки вербального и невербального общения;
  • Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов;
  • Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями;
  • Игровая форма.

Минусы или спорные моменты:

  • Родителям необходимо самим запомнить стихи;
  • Родителям необходимо знать последовательность движения в них;
  • Действия к песне только определённые, импровизации у детей нет;
  • Некоторые песни кажутся однотонными и быстро надоедают.

3. Методика семьи Никитиных

Елена и Борис Никитины с детьми - фото из открытых источников

Елена и Борис Никитины, воспитывали 7 детей, живя в частном доме Подмосковья и описывали собственную методику раннего развития. Они российские учителя, педагоги-практики.
Написали более 10 книг о своем опыте семейного воспитания и стали известны в СССР, Германии, Японии и других странах.

Главный принцип семьи - никогда не делай за ребенка то, с чем он может справится сам ( да, часть эта семья взяла у Монтессори ) Так же Борис увлекался идеями педагога Макаренко.

Никитин предложил новый закон НУВЭРС (необратимо угасание возможностей эффективного развития способностей).

Первые стали рекомендовать иметь спортивные уголки дома и в детских садах.

Создали логические игры, которые построены по принципу от простого к сложному и имеют несколько уровней сложности. Самыми популярными пособиями сейчас считается квадраты и кубы Никитина.

Методика

Не мешать развитию ребенка и сочетать спорт с другими видами деятельности, создавая опережающую среду для развития.

Убеждены, что нужно избегать двух крайностей:

  1. Заорганизованность - непрерывные занятия и игры, развлечение, в результате чего не остаётся свободного времени для свободной деятельности.
  2. Заброшенность - когда общение с ребёнком сводится только его обслуживанию - накормить, одеть и уложить спать.

Основные идеи:

  • Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия с другими видами деятельности
  • Родительское не равнодушие, т.е. участие в играх детей, соревнованиях, самой жизни
  • Родители сами знакомят с опасными предметами (горячая кружка, спички, ножницы, иголка и т.д.), это учит осторожности в дальнейшем
  • При запрете ребенку чего-то, нужно сразу сказать что можно. "Рисовать на обоях нельзя, а на бумаге можно"
  • Впервые давая ребенку карандаш, ложку в руку, сразу необходимо закреплять предмет правильно в руке
  • Регулярные воздушные ванны, закаливание
  • Питание только по запросу ребенка, без насилия и без стандартных рамок
  • Борьба со стерильной средой
  • Использование специальных игр Никитиных.

Плюсы:

  • Очень много внимания уделено закаливанию и физической активности;
  • Вариативность предлагаемых заданий в играх очень широка и рассчитана на детей разного возраста и разного уровня развития, что очень удобно;
  • Чаще всего это игры в виде головоломок, направленные на распознавание и достраивание разных образов, то есть на развитие образного и логического мышления;
  • Задачи предлагаются в различной форме: в виде рисунка, модели, чертежа, устной или письменной инструкции. Таким образом, ребёнок знакомится с различными способами передачи информации;
  • Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы или спорные моменты:

  • Мало времени уделяют развитию речи;
  • Недостаточное внимание эмоциональному воспитанию;
  • Отсутствие принуждения в обучении, может привести к тому, что ребенок будет не усидчив и не получает систематические знания по школьной программе;
  • Очень жестокие грани спортивной жизни (хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой и т.д.), не все родители готовы на это;
  • Система подразумевает домашнее обучение;
  • Такой образ жизни больше подходит для сельской местности.

4. Методика Мокато Шичиды

Макото Шичида - фото из открытых источников

Макото Шичида — японский профессор, обладал докторской степенью в области образования, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математики. Более 40 лет занимался разработками и исследованиями в области человеческого мозга, его стимулирование, уникальных и бескрайних возможностях.

За существенный вклад в изучении головного мозга и его возможностей, получил почётную премию Всемирного научного совета.

Шичида уверен, что все дети без исключения от рождения гении, только не все умеют развить и вовремя воспользоваться своими возможностями, использовать их и довести до совершенства.

Методика

Методика направлена на развитие правого полушария головного мозга. В возрасте от 0 до 3 лет, у человека в преимуществе задействовано правое полушарие головного мозга, которое является бескрайним архивом нашей памяти.

Шичида настоятельно рекомендует сделать упор на все 5 чувств (обоняние, осязание, слух, вкус, зрение). Более того, он утверждает, что клетки мозга к 3 годам уже сформированы на 70% и ребенок может воспринимать столько информации, сколько вы ему предоставите. Любую информацию, которую вы будете давать ребенку до 3 лет он быстрее усвоит, нежели после этого возраста.

Правое полушарие по утверждению Шичиды - способно подарить уникальные возможности фотографической памяти, отвечает за воображение и фантазию. Здесь приобретённый информация хранится всю жизнь.
Нужно развивать правое полушарие с помощью кратковременных регулярный занятий, не более 4-5 минут.

Левое полушарие - это краткосрочные оперативная память, отвечает за аналитику, логику, информация в нём не хранится долго, то есть постоянно стирается.

Тренировать полушария мозга нужно по-разному:

  • Правое - необходимо предлагать ребенку мигающую или быстро меняющуюся информацию.
  • Левое - информация должна подаваться медленным с большим количеством повторений. Именно так работают Карточки Домана.

Ряд необычных игр Шичиди:

  • Альфа музыка;
  • Шар энергии;
  • Мандалы;
  • Палитры для цветовосприятия;
  • Игры на интуицию или ESP.

Плюсы:

  • Развивает правильное использование обоих полушарий и таким образом позволяет научиться запоминать огромные объемы информации;
  • Гибкая память, проще извлекать из кладовой памяти когда-то увиденное или услышанное;
  • Изучение оттенков цветов;
  • Уделено внимание развитию всех 5 чувств;
  • Легко усваиваются несколько иностранных языков;
  • Играть на музыкальных инструментах;
  • Обладать невероятной фантазией и интуицией.

Минусы или Вызывают сомнения:

  • Методика отдает мистическим, потусторонним, из-за чего многие родители сомневаются в ее эффективности и реализации;
  • Достаточно трудоемкая, к ней нужно основательно подготовиться, требуется много чего приобрести и распечатать/купить множеством флеш-карт;
  • Много блоков, которые необходимо запомнить и часть проводить при каждом занятии.

Блоки игр по методике Шичида:

  • Включение Альфа музыки
  • Упражнение на дыхание
  • Шар энергии
  • Игры на визуализацию
  • Игры на развитие долговременной памяти
  • Игры с воображением
  • Фотопамять
  • ESP игры
  • Познавательный блок
  • Иностранный язык
  • Математика
  • Скорочтение
  • Флеш-карточки
  • Музыкальный блок
  • Конструирование
  • Творческий блок

В одном занятии могут участвовать не все блоки. На каждую игру блока не более 3-5 минут.

5. Методика Глена Домана методика раннего развития

Глен Доман - американский врач нейро-физиолог и учёный, основавший Институт развития человеческого потенциала, изначально разработал свой метод для детей с тяжёлыми патологиями ЦНС. Но его настолько впечатлили результаты по которым дети с отклонениями стали догонять своих сверстников, что стал применять подход и в работе со здоровыми детьми.

Доман открыл и доказал важный закон человеческого мозга: он развивается и растёт только в том случае, если интенсивно работает. И чем больше будет нагрузка на мозг ребёнка в возрасте до 3-х лет, тем динамичнее будет происходить развитие его интеллекта.

Согласно исследованиям Домана, мозговые клетки младенца с самого рождения запрограммированы на обучение, и до 3-х лет идёт их активный рост, а после он существенно снижается и окончательно затухает к 6-ти годам. Кроме того, ребёнку не нужна никакая мотивация - если всё сделать методически грамотно, то малыш сможет без труда освоить любой объём знаний.

Методика:

Ребенку показывают карточки (определенного размера и формата) с различными изображениями: рисунками (интеллектуальными битами), словами, точками (для освоения счёта) и таких показов должно быть по нескольку сеансов ежедневно. Занятия основаны на запоминание графического изображения и соответствующего ему звучания и способствуют быстрому накоплению словарного запаса. Карточки обновляются (убирается старые, добавляются новые) с определенной последовательностью, далее увеличивается продолжительность занятия и количество карточек.

Мало кто знает, что основатель предполагал ежедневные двигательные упражнения, чтобы ускорить физическое развитие ребенка. И ввел термин "физический интеллект". Сейчас физических упражнений Домана очень мало используются (или вообще не используются). Его метод предполагает получение энциклопедических знаний и одновременно возможность прекрасного физического развития.

Действительно при интенсивных и правильно выстроенных занятиях, ребёнок получает большой багаж зрительных образов, а его память достаточно хорошо натренированна для усвоения большого объёмом информации. Занятия по методике Домана начинают с 3-х месяцев.

Плюсы:

  • Главным плюсом методики является тренировка памяти;
  • Увеличивается пассивный словарный запас.

Минусы:

  • Ведущая память у детей кратковременная и как только занятия прерываются на срок более 2 недели, весь объем информации достаточно быстро стирается;
  • Ребенок, получая мегабиты информации, не способен пока применять их на практике. Эти знания напоминают огромный архив, работать с которым ребенку проблематично;
  • Изобилие информации может истощить нервную систему ребенка;
  • Ребёнок привыкает получать лёгкие знания по карточкам которые ему дают родителей и уже с меньшим; энтузиазмом будет хотеть познавать что-то сам;
  • На занятиях задействованы только зрительные и слуховые органы (обычно без физических упражнений), в то время как для целостного восприятия важно взаимодействия всех органов чувств, включая осязание (вкус), обоняние(запах), тактильные ощущения и физическая нагрузка;
  • Обучение чтению по карточкам строится на машинальном уровне при этом если у слова появляется другое окончание, ребёнок не всегда может его прочесть. Так же не может прочесть неизвестное слово;
  • Интеллектуальное развитие ребенка и оперирование абстрактными понятиями почти не оставляет времени на творческое, эстетическое, нравственное психологическое и эмоциональное развитие;
  • Обстрактрое понятие, которое ребенок видел на карточке, он не всегда сможет соотнести с реальным объектом;
  • Занятия по этой системе требует полной самоотдачи от родителей, когда приходится посвящать всю жизнь только развитию малыша, даже при условии приобретения готовых карточек.

Так же у родителей появляются завышенные амбиции по отношению к детям (мой ребёнок уже в год читает) и они ждут от детей покорение всё новых и новых вершин, а ребенок еще психологически к этому не готов.

6. Методика ТРИЗ и его автор Генрих Саулович Альтшуллер

Генрих Саулович Альтшуллер - фото из открытых источников

ТРИЗ и его автор Генрих Саулович Альтшуллер – советский писатель-фантаст и инженер-изобретатель. С 1946 года, автор изучил множество изобретательских патентов, в попытке найти закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения. Это стало основой будущей Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Технология с успехом использовалась в течение многих лет в работе с детьми на станциях юных техников, где и родилась вторая часть теории – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ, теория развития творческой личности.

ТРИЗ – это система приёмов, с помощью которых удаётся находить принципиально новые и уникальные решения.

ТРИЗ – педагогика это образ жизни, который с раннего детства направляет детей, делает их успешными, развивает нестандартное мышление.

Методика:

Основу ТРИЗ составляют 40 приёмов. Концепция ТРИЗ по отношению к ребенку является принцип природосообразности обучения. То есть обучая ребенка, родитель исходит от его природы. С этим перекликается положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Ребенок изобретает сказки, игрушки, загадки, пословицы, играет в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Важно создать для ребенка условия, при которых он сам захочет мыслить нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, находить похожие решения в разных видах деятельности, придумывать идеи для решения сказочных задач.

Дети сочиняют оригинальные концовки хорошо знакомых сказок, создают собственные сказки, развивая при этом познавательную активность, фантазию, воображение, креативность, развивая творческую личности, способную понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Несколько приемов игр:

Увеличение и уменьшение.

Игра: Что бы ты хотел увеличить или уменьшить? Зачем? Что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого.
Например: Хочу уменьшить количество дождей и увеличить солнечные дни. Это позволит много загорать.

Уметь находить и выявлять противоречия

Найти что-то хорошее и что-то плохое в одном предмете, явлении.
Например: Если идет дождь плохо, потому что все мокрое вокруг и надо идти с зонтиком.
Если идет дождь, хорошо, т.к. растения в огороде поливает и они вырастут большие и вкусные.

Системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Ира 1: Не видя предмет, только ощупывая - перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. На что похож на этот предмет? Из чего его могли сделать? Что еще бывает таким же? Попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством.

Игра 2: Называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

Например:

  • Сначала Лето, а потом? — Осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна.
  • Сначала Среда, а потом? — Четверг.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой.

Игра "да и нет":

Вариант 1: Необходимо отвечать полно на вопросы, которые обычно подразумевают односложный ответ.
Например: У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Вариант 2: Взрослый загадывает объект и на вопросы ребенка отвечает односложно. Ребенку необходимо угадать загадочное слово. Потом можно поменяться ролями.

Установление ассоциативных связей с различными объектами

Игра "Составить загадку":

Выберете любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали "мяч", то на вопросы: "Объект какой? На что это похоже?", вы ответите: "Резиновый, похож на солнце, разноцветный, похожа на ёлочную игрушку, прыгучий, похожа на кузнечик".

Теперь соединяем все слова с выражением "но не" и получаем загадку: "Резиновый, но не солнце, разноцветный, но не ёлочная игрушка, прыгучий, но не кузнечик. Что это такое?" Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

Плюсы:

  • Развивает гибкость мозга (диалектического мышления и изобретательной смекалки);
  • Развивает воображение и творческие способности;
  • Учит смотреть на любую ситуацию/ вопрос с разных сторон;
  • Дети познают устройство и сущность предметов, закономерности их появления и развития;
  • В дальнейшем, приемы можно использовать на работе;
  • Развить фантазию детей и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов;
  • Развитие речи.

Минусы или спорные моменты:

  • Не полноценная методика, а только развивает мышление;
  • Применять, можно, когда ребенок хорошо, понятно говорит, т.е. примерно после 3 лет;
  • Взрослому необходимо самому понимать принципы и приемы ТРИЗ;
  • Часть приемов подходит только для производства, а не для ребенка.

7. Методика Николая Зайцева

Николай Зайцев - фото из открытых источников

Николай Зайцев - российский педагог дошкольного и начального обучения широко известный своими системами обучения чтению по доработанному методу "складов" предложенному Львом Толстым.

Методика:

1. Чтение по кубикам

Кубики Зайцева, на каждую грань которых нанесены в определенной последовательности склады.

Склад - это пара из согласной и гласной буквы или согласной и твёрдого или мягкого знака или же одна буква. Пользуясь этими складами, ребёнок начинает составлять слова (несколько игр в карусели).

Кубики отличаются по размеру, весу, цвету и "звучащему" наполнению. В зависимости от мягкости твердости глухости звонкости изображённых звуков. Для освоения методики автор предлагает петь склады.

Складовые картинки - картонные листы с изображениями объекта или предмета. Название написано разными цветами, которое разделяют слово на склады, черным цветом выделен ударный склад.

Методика предназначена от 3 лет. Елена Данилова адаптировала ее, сделав более игровой, убрав работу с таблицами и акцентируя внимание на кубиках, так можно играть с детьми от 1,5 лет.

2. Математика

Дети 3-4 лет знакомятся сразу с первой сотней. Находят любое число на числовой ленте, к 5 годам решают задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах ста, знакомятся с умножением и делением, выучивают таблицу умножения, учатся прочитывать и записывать многозначные числа, знают названия геометрических фигур и идут дальше.
Авторские пособия и материалы: Счетные палочки Зайцева, Методические пособия “Тысяча +” и “Миллион +”, Игра “Орнамент”, “Платоновы тела”, учебное пособие “Твердая валюта” и др.

3. Английский язык

Все грамматические особенности и фонетические правила уложены в систему схем и таблиц. Пособие подойдет для занятий как детей от 7 лет и взрослых людей.

4. Каллиграфия

В прописях дети тренируются сначала на больших буквах, постепенно переходя на маленькие. Каждая буква расположена на отдельном листе и разложена на цветные элементы. Цвет определяет последовательность прописывания. Стрелочки указывают направление исполнения.

Плюсы:

  • Методика помогает быстро обучиться чтению и счету;
  • Развитие правильной орфографии, т.к. склады повторяют орфографические правила;
  • Эффект самообучения, когда ребенок самостоятельно продолжает изучение математики, чтения и письма из-за увлечения игрой;
  • Развитие устной речи, в пропевании складов;
  • Развитие сенсорики из-за разных форм и тактильных свойств кубиков;
  • Тренируется зрительная память и способность к запоминанию.

Минусы или спорные моменты:

  • Возможны проблемы по чтению окончаний и склонений слов, часто "проглатывают" окончание слов т.к. методика
  • Зайцева не обучает падежам
  • Приходится переучивать уже в первом классе, когда необходимо фонетический разбор слова, т.к. в этой методике совсем другие цвета;
  • Ребенок может использовать кубики как и любые другие для построения башен и других игр не по назначению методики;
  • Больший объем заучивания информации для полноценного чтения текстов, чем в побуквенном методе, где достаточно заучить алфавит;
  • Довольно высокая стоимость пособий Зайцева из-за большого количества предметов для методического комплекта и их трудоемкости ручного изготовления с заполнением из разных материалов (железные и деревянные наполнители для звонких и глухих согласных);
  • Не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук;
  • В методики нет физической активности.

Несколько игр с кубиками:

Загадки. Ребенку загадывается загадка и взрослый складывает из кубиков ответ. Ребенок мотивирован прочитать надпись из кубиков, чтобы угадать ответ на загадку.

Посмотри и повтори. Взрослый складывает из кубиков слово, а потом их разбрасывает, ребенок должен повторить его снова.

Больше игр с кубиками тут

По мотивам методики Домана:

Задуманное слово. Слово выкладывается из кубиков постепенно и ребенку рассказывается про предмет, он должен угадать что это за слово до его окончальной сборки из кубиков.

Угадайка. Ассоциация слово-предмет. Перед ребенком расскладываются предметы как мяч, ножницы, книга и т.п. Из кубиков складывается слово и ребенок должен угадать, что это за предмет и забрать себе.

Складовые картинки. Ребенок должен сложить из кубиков слово видя картинку и наборы складов под них. Упражнение подготавливает ребенка к типичному школьному занятию по переписыванию текстов.

8. Вальдорфская система Рудольфа Штайнера

Вальдорфская система образования базируется на антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Штайнером.

Рудольф Штайнер - философ и педагог, который затрагивал: религию, философию, науку, экономику, сельское хозяйство, образование, медицину и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания, он основал антропософию (человеко-знание).

Учения, которая ставит своей целью раскрыть способности человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.)

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы "ВальдорфАстория" (отсюда и название).

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Методика:

Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.
Три основные ступени в процессе обучения, которые находятся в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам: восприятие, чувство, мысль.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Учебный материал подаётся блоками(эпохами), который длится 3-4 недели. Если изучается математический материал, то его предлагается увидеть во всем, даже во время танцев и вязание. Основой программы занятий является ритм и повторение. Дневной, недельный и годовой ритм детей сохранялся неизменным. Считается, что так мы получаем возможность приблизиться к ритму природы, а через природу к своим собственным ресурсам.

День на всех этапах разделен на 3 части:

  • Духовная (преобладает активное мышление, изучение 2 иностранных языков)
  • Душевная (музыка, эвритический танец, игра на флейте, праздники природным явлениям)
  • Креативно-практическая (лепка, рисование, вырезанные по дереву, вязание, садоводство и т.д.)

Плюсы:

  • Отсутствие оценок и сравнения;
  • Изучение культуры разных народов, праздников и всевозможных художественных направлений;
  • Используются игрушки из природных материалов (природосообразность);
  • Многое направлено на ручной труд и ремесла;
  • Устраивают выставку самых красивых тетрадей, поделок, сделанные детьми на уроках, а не принесенных из дома, которые чаще делают родители.

Минусы или спорные моменты:

  • По этой философии не стоит учить читать и писать до школы;
  • Для родителей, которые ждут быстрых интеллектуальных результатов, методика совершенно не подходит;
  • Слишком дружелюбная среда из которой детям сложно попадать в "реальный мир";
  • Полный запрет на радио, кино и телевидение, как детям, так и их родителям;
  • Методика направлена на то, что бы взойти к его высшим духовным делам. Очень спорная и не конкретная цель, которую нельзя измерить;
  • Очень мало уделяется развитию "технических способностей".

9. Методика Михаила Лазарева

Михаил Лазарев - член Академии педагогических и социальных наук,
доктор медицинских наук, кандидат психологических наук и руководитель лаборатории формирования здоровья детей.
Основатель первой пренатальной школы в 1984 году.

Автор программы раннего развития детей с помощью музыки:

  • "Сонатал" — до рождения, применяется в России и за рубежом с 1983 года.
  • "Интоника" — 0-3 года
  • "Здравствуй!" и "Здравик" — 3-7 лет
  • "Цветок здоровья" — 7-10 лет

Методика

В дородовой период использовать музыкальный пояс "Маматоник", позволяющий будущему ребенку производить собственные музыкальные звуки и с их помощью общаться с мамой.

Для рождённых детей:

  1. У мамы в состоянии покоя записывают удары сердца и потом запись включается каждый час на 15 минут в течение первых 2-3 недель жизни ребёнка. Особенно показано для недоношенных и с задержкой психического развития. При ИВ можно включать на всё время кормления.
  2. В процессе ежедневного чтения сказок или пения песен ребёнку предлагается все образы, о которых говорится, в виде игрушек/картинок. "Цветная неделя", когда дни недели распределяются в соответствии с 7 цветами радуги.
  3. Не менее двух часов в день петь и прослушивать музыку.
    Записывайте голос и речь ребенка, давайте ему прослушивать эти записи в течение дня.
  4. Стимулируйте двигательную активность детей, с 3 месяцев, делать ритмическую гимнастику в кроватке под классическую музыку; танцевать с ребенком на руках; водить малыша ножками по клавишному инструменту; фитбол.
  5. Использовать пособия во время исполнения песен, ребёнка двигают поэтапно в трёх направлениях "Дорожка-цветоножка" - вертикально , "Кружочки-цветокочки"- горизонтально, "Семитоник-Цветик" и "Ковёр-цветолёт"- фронтально с лево на право.
  6. Взрослый сразу повторяет за ребёнком звук, слог, слово или фразу, которую он произнёс, потом "пропевает" его в том же темпе.
    Параллельно создаёте пособие, включающее активные слоги и слова с картинкой, что слог обозначает ( "ВА" - "ВОРОНА"). Этот альбом должен находиться в доступном для ребёнка месте.

Плюсы:

  • Большой упор на развитие музыкальных способностей и речи;
  • Если вы совсем не знаете нот, то можно сыграть песню по цветным нотам;
  • Изучает 7 цветов радуги;
  • Физическая активность во время занятий поддерживается;
  • Программы есть от до родового периода до конца начальной школы.

Минусы или спорные моменты:

  • Необходимы песни, написанные в цветных нотах;
  • Достаточно трудоёмкая, т.к. много времени уйдёт на пошив пособий и создание альбома с активными слогами.

10. Методика развития детей Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - фото из открытых источников

Сесиль Лупан - бельгийская актриса из Брюсселя, которая не имела отношения к педагогике или психологии, но после рождения дочек очень увлеклась ранним развитием.

Главная идея - ребенку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Методика

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману, в отличие от Домана, у нее все более индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса.
Лупан убеждена, что чем раньше ребенок узнает что-то, тем быстрее поймет определенные закономерности и связи. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

Главные принципы:

  • Самые лучшие преподаватели - родители. Ребенок доверяет им, слушает и повторяет за ними.
  • Важно не перегружать ребенка, поэтому занятия должны быть законченным до возникновения чувства усталости у ребенка.
  • Игровая форма преподнесения информации – лучший способ обучения.
  • Не нужно проверять своего ребенка
  • Любознательность поддерживается быстротой и новизной
  • Важно запланировать занятия на неделю, это оптимальный промежуток времени
  • Развитие детей, используя материал, который есть под рукой

Для развития автор предлагает создать самодельную книги о своём ребенке, в которой вписываются авторские сказки и фотографии. Так же в квартире необходимо размещать на объектах слова, которые они означают. Важно писать каждое слово крупными буквами.

Лупан считает, что нужно сделать буквы в алфавита привлекательными для детей. Исходя из этого, Сесиль Лупан нарисовала алфавит, который очень нравится всем детям и благодаря которому они легко запоминают буквы.

Так же читать важно учить с того момента, как ребенок заговорил! И первое нужно написать имя ребенка и разместить в его кровати, что бы когда просыпался сразу видел.

Для развития слуха, менять интонации при общении с ребёнком.

Плюсы:

  • Много внимания уделено физическому развитию (включая грудничковое плаванье);
  • Методика подойдёт для домашних занятий (с 3 месяцев до 7 лет);
  • Упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • Очень тесное общение матери и ребенка;
  • Стимуляция познавательного интереса ребенка;
  • Описаны все сферы развития (двигательная активность, история искусств, чтение, письмо, логика, счет, музыка, рисование, иностранные языки, история, география, верховная езда и плаванье).

Минусы или спорные моменты:

  • Требует от родителя полной самоотдачи;
  • Много дедактичкских материалов, которые нужно изготовить самим или купить;
  • Своеобразное обучение груднечковому плаванию.

11. Методика Льва Виноградова

Льв Виноградов - фото из открытых источников

Создатель методики музыкальной программы убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.

12. Методика Тору Кумон

Тору Кумон - фото из открытых источников

Учитель математики Тору Кумон создал японскую методика развития навыков, где детей учат правильно держать карандаши, вырезать, клеить фигуры, считать, писать и рисовать фигуры.

Серия учебных материалов содержит более 50 рабочих тетрадей. Важно заниматься каждый день и постепенно усложнять задания. Сначала ребенку дают самые элементарные задания и постепенно переходит к более сложным заданиям. Тетради приучают ребенка к усидчивости и самостоятельности.

Участие родителей в процессе обучения абсолютно не требуется, благодаря иллюстрациям и простому объяснению заданий.

13. Методика Вячеслава Воскобовича

Вячеслав Воскобович - фото из открытых источников

Aвтор coздaл бoлee 50 игp, кaждaя из ниx мoжeт иcпoльзoвaтcя для дeтeй paзнoгo вoзpacтa – oт двуx дo ceми лeт. Нпример «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы». Они учат ребенка быть изобретательным и конструировать, сопоставлять и анализировать, а также развивать пространственное мышление и мелкую моторику детских пальчиков.

14. Методика Гмошинской

Гмошинская - фото из открытых источников

Техника грудничкового рисования. Работа с красками не только помогает ребенку развиваться гармонично, но и способствует положительному восприятию цветов. А благодаря манипуляциям, которые малыш проделывает при рисовании своими пальчиками, у него развивается психика, речь и даже память.

15. Методика Трунова М. и Китаева Л.

Китаева Леонид - фото из открытых источников

Разработали свою специальную методику воспитания и развития ребенка от внутриутробного периода и до года жизни.
Детально описано в книге под названием «Экология младенчества». Динамическая гимнастика, эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.

Заключение

Не нужно брать все методики сразу, можно из каждой методики взять только то, что близко для вас и вашей семьи. Помните, что лучшая методика для Вашего ребенка, эта, та которая создала мама!


Комментарии

    Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.